Управление по промышленной и экологической безопасности

 

Страхование опасных объектов: экологические аспекты


И.К. Яжлев
Ассоциация экологического страхования


1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Этот закон, с точки зрения парламентариев, позволяет осуществлять чёткое правовое и экономическое регулирование в области защиты прав населения и организаций, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах, а также снизить риск и размеры бюджетных затрат на компенсацию вреда, причиняемого потерпевшим. Обязательное страхование в этом случае позволяет не только защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать проведение мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести опенку безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной политики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии и др.
В соответствии с требованиями закона страховыми компаниями должен быть возмещён вред жизни, здоровью, имуществу потерпевших, причинённый в период действия договора страхования. Под потерпевшими понимаются «физические лицa, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинён вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинён вред в результате аварии на опасном объекте».
Законом к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, отнесены объекты , подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Это такие объекты, где:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
  • используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулёры;
  • получаются расплавы чёрных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.


К опасным объектам также отнесены объекты, внесённые в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений:
-гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьёй 2 комментируемого закона устанавливается, что его действие не распространяется на отношения, возникающие в результате:

  • причинения вреда за пределами территории Российской Федерации;
  • использования атомной энергии;
  • причинения вреда природной среде.

Таким образом, природные объекты выпадают из сферы действия страховой защиты.
По нескольким причинам такой подход в отношении данного конкретного закона является оправданным. По действующей классификации к опасным объектам относятся не все объекты, являющиеся экологически опасными (например, животноводческие фермы или объекты, находящиеся вблизи природоохранных зон). При этом и не все опасные производственные объекты являются экологически опасными (например, лифты, фуникулёры и т.д.).
Опыт реализации некоторых законодательных актов Российской Федерации, например Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», показал, что частичное возмещение экологического ущерба в рамках одного полиса страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, недостаточно эффективно с точки зрения гарантированной ликвидации вреда компонентам природной среды, природным и природно-антропогенным объектам.
Так, в соответствии с правилами страхования возмещение причинённого вреда окружающей среде происходит в последнюю очередь. Поэтому в случае страхового события возникает конкуренция исков о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, с исками о возмещении вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. В связи с незначительными размерами страховых сумм по договорам страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, страховые выплаты, как правило, идут на возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Природные же объекты фактически выпадают из сферы действия страховой защиты.
Следует отметить, что данная проблема имеет место не только на российском страховом рынке. Поэтому в настоящее время в некоторых странах СНГ, ЕС и в США наблюдается отделение от страхования гражданско-правовой ответственности источников повышенной опасности страхования ответственности за вред, причинённый окружающей среде, как самостоятельного и специфического вида страхования. Делается это в том числе ввиду разной природы и характера возникающих рисков и соответственно необходимости отдельного и особого нормативно-правового и методического обеспечения.
Примером может служить Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 г. № 314 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», где ст. 11 «Обязанности физических и юридических лиц - владельцев опасного производственного объекта» предусматривает их обязанность «страховать гражданско-правовую ответственность владельцев опасных производственных объектов, подлежащих декларированию, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам». Вместе с тем в Казахстане принят и действует закон «Об обязательном экологическом страховании» от 13 декабря 2005 г. № 93-3.
Другой тенденцией в природоохранном законодательстве промышленно развитых стран является выделение из общегражданской ответственности экологической ответственности, направленной на предупреждение и ликвидацию вреда, причинённого окружающей среде. Прежде всего изменения касаются режима ответственности. В законодательных актах этих стран принцип ответственности, основанный на вине, замещается принципом ответственности, основанным на причинности, когда обладание или эксплуатация определённого вида промышленного оборудования или объекта может привести к обязательству компенсации вреда, если присутствует причинно-следственная связь между объектом и случаем причинения вреда окружающей среде. Такой подход закреплён в ряде международных и национальных актов ряда стран ЕС и в США.
Примером может служить Директива ЕС 2004/35/СЕ от 21 апреля 2004 г. об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде. В соответствии с этой Директивой собственник, оператор объекта уже при наличии простой потенциальной опасности причинения вреда окружающей среде обязан принять предупредительные меры, а при нанесении вреда - ликвидировать ущерб за собственный счёт. При этом в документе устанавливается закрытый перечень объектов, оборудования, подпадающих под действие Директивы, и особое внимание уделяется механизму гарантированной ликвидации причинённого вреда путём предоставления собственником, оператором финансовых гарантий, включая страхование, покрывающих его экологическую ответственность.
В странах СНГ единственным документом, предлагающим основные подходы к содержанию и регулированию отношений в системе экологической ответственности является Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», разработанный по инициативе и активном участии российских специалистов и принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 3 декабря 2009 г. Законом предусмотрены:

  • финансовая ответственность хозяйствующих субъектов за проведение превентивных природоохранных мероприятий и ликвидацию вреда, причинённого окружающей среде;
  • механизм финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны, где в качестве основного инструмента финансовых гарантий рассматривается страхование ответственности за вред окружающей среде, причинённый хозяйствующим субъектом.


Модельный закон СНГ содержит перечень хозяйствующих субъектов, деятельность которых является реально или потенциально опасной для окружающей среды.
В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ряд российских страховых организаций (членов Ассоциации экологического страхования) разрабатывают и предлагают в качестве дополнения страховые продукты, направленные на страхование в добровольной форме ответственности за причинение вреда окружающей среде. Целью страхования такой ответственности должна стать защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению вреда окружающей среде, причинённого негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения и ликвидации его последствий посредством использования механизма страховой защиты.
При этом как основную задачу следует рассматривать создание механизма финансирования затрат на ликвидацию экологического вреда и восстановление природной среды. Страховщик, застраховавший ответственность предприятия на случай нанесения экологического вреда, должен компенсировать фактические расходы на ликвидацию экологического вреда и восстановление природной среды в соответствии с планом восстановительных работ после их выполнения или осуществлять финансирование по смете.
Дополнительными преимуществами применения механизмов экологического страхования могут стать контрольные или администрирующие функции страховых компаний. Страховщик, заключающий договор страхования, будет не только обеспечивать целевую направленность страховой выплаты, но и содействовать повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении требований по обеспечению экологической безопасности. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, будет также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде.
Развитие страхования ответственности за вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, будет отвечать одновременно интересам государства, субъектов хозяйственной деятельности и граждан России.