Управление по промышленной и экологической безопасности

Правовое регулирование обращения с отходами:
состояние и перспективы

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Необходимо отметить, что объём лицензирования в сфере обращения с отходами неуклонно снижается. Если 2008 г. практически все организации должны были получать соответствующие лицензии, то поправки в 2008 г. к закону № 89-ФЗ значительно сузили круг субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо лицензирование, за счёт определения понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», введения термина «накопление отходов». Также из сферы лицензирования было выведено обращение с отходами V класса опасности.
 
Принятый в 2011 г. закон № 99-ФЗ внёс существенные изменения в систему лицензирования деятельности с отходами I-IV классов опасности. В первую очередь был ещё более сужен перечень лицензируемых видов деятельности за счёт исключения из них транспортирования отходов.

Изменения, произошедшие в сфере лицензирования отходов, потребовали принятия нового акта Правительства РФ, устанавливающего порядок его осуществления.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255. В п. 1 Положения установлено, что указанные отходы должны быть включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В соответствии с одним из принципов лицензирования -принципом установления исчерпывающих лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (п. 4 ст. 4 закона № 99-ФЗ) - также закреплён новый перечень лицензионных требований к деятельности, связанной с обращением с отходами.

Достаточно неожиданные изменения в системе лицензирования произошли с принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон отменил необходимость лицензирования ещё двух экологически значимых видов деятельности - сбора и использования отходов, оставив в перечне видов лицензируемой деятельности лишь их обезвреживание и размещение (хранение и захоронение).

В настоящее время на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о полной отмене лицензирования в сфере обращения с отходами и замене его обязательным членством соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулирумых организациях (СРО).

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Нормирование образования и размещения отходов тесно увязано с платежами за их размещение. Однако в результате сложившейся в последнее время арбитражной практики (о чём речь пойдёт далее), платят за отходы не предприятия, имеющие утверждённые ПНООЛР или обладающие правом собственности на отходы, а те, кто непосредственно размещает отходы, соответственно возникает вопрос о необходимости установления лимитов для организаций, в деятельности которых такие отходы образуются. В этих условиях целесообразно, как представляется, нормировать не производителей отходов, а объекты размещения отходов, которые будут выступать и плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что на рубеже 2007-2008 гг. аналогичная правовая ситуация складывалась с лицензированием в сфере обращения с отходами: сначала арбитражные суды начали принимать решения в пользу природопользователей об отсутствии обязанности каждого природопользователя получать лицензию на обращение с отходами, а впоследствии законом № 309-ФЗ соответствующие изменения были внесены в законодательство.

ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время проблема платежей за размещение отходов приобрела особую актуальность. Несомненно, что в данной сфере назрели концептуальные перемены, которые необходимо реализовать путём внесения изменений в действующее законодательство. Ключевые вопросы, которые стоят сегодня перед законодателями, правоприменительными органами и природопользователями: кто всё-таки должен платить за размещение отходов и за какой период (применительно к хранению).

Ряд решений Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) по вопросам взимания платежей за размещение отходов производства и потребления могут привести к значительному изменению государственного регулирования не только платежей за размещение отходов, но и всей системы обращения с отходами: нормирования, платы, государственного надзора и отчётности. В настоящее время данная позиция находит отражение в решениях нижестоящих арбитражных судов.

В чём кроется причина таких ожиданий? Президиумом ВАС РФ был вынесен ряд прецедентных решений, касающихся взимания платы за размещение отходов (например, постановление ВАС РФ от 12.07.2011 № 1752/11). Правовая позиция ВАС РФ заключается в том, что вносить плату за размещение отходов должны не организации, в деятельности которых такие отходы образуются и которые получают лимиты на их размещение, и не организации, обладающие правом собственности на отходы, а организации, непосредственно занимающиеся размещением отходов производства и потребления.

В результате вынесения ВАС РФ ряда прецедентных решений нижестоящие арбитражные суды в соответствии с правовой позицией ВАС РФ начали отказывать Росприроднадзору во взыскании платы за размещение отходов с природопользователей, в деятельности которых такие отходы образуются и передаются для размещения третьим лицам. Это привело к интересным правовым последствиям: предприятия, которые раньше платили за раз¬мещение отходов, начали взыскивать с федерального бюджета внесённые плате¬жа три последних года. В свою очередь Росприроднадзор начал в судебном по¬рядке взыскивать соответствующие платежи за три последних года с владельцев объектов размещения отходов. В результате «крайними» остаются именно владельцы объектов размещения отходов, поскольку они не закладывали соответствующие суммы ретроспективных платежей в свои бюджеты.

Ещё один важнейший аспект, который может в корне изменить ситуацию с птатежами за размещение отходов, вопрос о необходимости регулярных платежей за хранимые отходы. В настоящее время природопользователи вносят плату только за первичное размещение отходов для хранения. В последующем за массы хранимых отходов плата за негативное воздействие не взимается. Росприроднадзор полагает, что плата за хранимые на объектах размещения отходы должна быть регулярной, а не разовой.

По обращению Росприроднадзора определением ВАС РФ от 07.06.2012 № ВАС-3281/12 соответствующий спор между Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и ОАО «Мохтикнефть» передан на рассмотрение в Президиум ВАС РФ в порядке надзора, и велика вероятность того, что Президиум ВАС РФ вынесет прецедентное решение в пользу Росприроднадзора. В таком случае владельцы объектов размещения отходов будут обязаны не только регулярно платить за текущие объёмы хранимых отходов, но и внести указанную плату за три предыдущих года.

Действующее законодательство слабо стимулирует производителей отходов к их переработке или иному использованию. Даже применение коэффициента 0,3 к плате за негативное воздействие при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, на практике вызывает затруднения и нуждается в уточнении со стороны Правительства РФ.




 

Голосование

Какие темы конференций и семинаров для Вашей компании являются актуальными?

Промышленная безопасностьЭкологическая безопасностьПожарная безопасностьОхрана трудаСтроительный контроль и надзорДелопроизводство
Всего голосов: 17432