Управление по промышленной и экологической безопасности

Полномочия  субъектов Российской Федерации

в отношении водных объектов

Основные полномочия, которые затрагивают промышленные пред­приятия в наибольшей степени, — это полномочия по предоставле­нию водного объекта в пользование и полномочия по контролю и над­зору за соблюдением водного законодательства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недра­ми, водными и другими природны­ми ресурсами находятся в совмест­ном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ). На практике совместное ведение означает, что Российская Федерация устанавливает правила и рамки, в ко­торых может осуществлять свою дея­тельность по предмет совместного ведения субъект Федерации. Если эти рамки не установлены или по каким-то вопросам нет ответов в федераль­ном законодательстве, то субъект вправе дать ответ собственным нор­мотворчеством. Нормы субъекта Фе­дерации будут действующими до тех пор, пока Федерация не примет свою норму', регулирующую то же самое правоотношение иным способом.

Водное законодательство кодифицировано. Это значит, что нормы, регулирующие водные правоотноше­ния, должны быть собраны в одном федеральном законе. Этот закон -Водный кодекс РФ. Именно этот документ устанавливает полный пере­чень полномочий субъектов Россий­ской Федерации в отношении водных объектов. Под водными объектами в данном случае понимаются только поверхностные водные объекты, под­земные воды относятся к недрополь­зованию.

Полномочия субъектов Россий­ской Федерации определены ст. 25 Водного кодекса РФ:

  • И Владение, пользование, распоря­жение водными объектами, находя­щимися в собственности субъектов Российской Федерации.
  • В собственности субъекта Феде­рации может быть только пруд или обводнённый карьер, которые рас­положены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, если иное не установлено федераль­ными законами (и. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ). Иные федеральные за­коны говорят о собственности на земельные участки и не вступают в противоречие  с данной  нормой.
  • Субъект Федерации реализует полномо­чия собственника водного объекта в от­ношении указанной категории водных объектов в пределах, установленных во­дным законодательством для любого соб­ственника водного объекта.
  • Установление ставок платы за поль­зование водными объектами, находящи­мися в собственности субъектов Федерации, порядка расчёта и взимания такой квоты. Участие в деятельности бассейновых советов. В соответствии с постановлением правительства РФ от 3011.2006 № 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» представитель субъекта Федерации в бассейновом совете может участвовать в разработке рекомендаций по таким аспектам, как: »    порядок установления и определения целевых показателей качества воды в во-IX объектах;
  • формирование   перечня   водохозяй­ственных мероприятий и мероприятий по не водных объектов;
  • определение лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и ли­митов сброса сточных вод, соответствую­щих нормативам качества, в границах реч­ных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности;
  • определение квот забора (изъятия) во­дных ресурсов из водных объектов и сбро­са сточных вод, соответствующих норма­тивам качества, в границах речных бассей­нов и подбассейнов в отношении своего5 -субъекта;
  • обеспечение безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;
  • определение основных целевых пока­зателей уменьшения негативных послед­ствий наводнений и других видов негатив­ного воздействия вод, а также формирова­ние перечня мероприятий, направленных
  • достижение этих показателей;
  • финансирование намеченных меро­приятий за счёт различных источников информирование механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий;
  • осуществление иных мероприятий, направленных на рациональное использо­вание и охрану водных объектов.

Разработка, утверждение и реализа­ция программ субъектов Федерации по ис­пользованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на терри­ториях субъектов Федерации.

Резервирование источников питьево­го и хозяйственно-бытового водоснабже­ния. Данные полномочия осуществляются в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 20.11.2006 № 703 (в ред. от 04.03.2009) «Об утверждении Правил ре­зервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Осуществление регионального госу­дарственного контроля и надзора за ис­пользованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подле­жащих федеральному государственному контролю и надзору.

9 Утверждение правил пользования во­дными объектами для плавания на мало­мерных судах.

Утверждение правил охраны жизни людей па водных объектах.

Участие в организации и осуществле­нии государственного мониторинга во­дных объектов,

10 Осуществление мер по предотвраще­нию негативного воздействия вод и ликви­дации его последствий в отношении во­дных объектов, находящихся в собствен­ности субъекта Федерации. 11 Осуществление мер по охране во­дных объектов, находящихся в собствен­ности субъектов Федерации.

12 Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государ­ственному контролю и надзору за исполь­зованием и охраной водных объектов. Осуществляется на основании постанов­ления Правительства РФ от 04.11.2006 № 640 (в ред. от 22.04.2009) «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежа­щим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и регионально­му государственному контролю и надзо­ру за использованием и охраной водных объектов».

13 Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный го­сударственный контроль и надзор за ис­пользованием и охраной водных объектов. В соответствии со ст. 26 Водного ко­декса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъек­тов Федерации следующие полномочия:

1Q Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Федерации, в поль­зование на основании договоров водо­пользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исклю­чением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственно­сти, в пользование для обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства, и водоёмов (70 водохранилищ, Онежское озеро и Байкал), которые используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации. Перечень таких во­доёмов утверждён распоряжением Прави­тельства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоёмов, которые полностью расположены на территорияхсоответствующих субъектов Россий­ской Федерации и использование во­дных ресурсов которых осуществля­ется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабже-ния двух и более субъектов Россий­ской Федерации».

Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо­дящихся в федеральной собственно­сти и расположенных на территориях субъектов Федерации.

Осуществление мер по предот­вращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находя­щихся в федеральной собственности и полностью расположенных на тер­ритории субъекта Федерации.

Уполномоченный орган субъек­та Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты пре­доставления государственных услуг и исполнения государственных функ­ций в сфере переданных полномочий, а также издавать, обязательные для исполнения методические указа­ния и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий   органами    исполнительной пасти субъектов Федерации.

Передаваемые полномочия обе­спечиваются   финансированием   из федерального бюджета, предоставляемого бюджетам субъектов Федера­ции в виде субвенций.

Таким    образом,    полномочия субъектов Федерации в сфере водных правоотношений, затрагивающие интересы промышленных пред­приятий, в целом сводятся к выполнению функций стороны, которая представляет орган власти при за­ключении   договора   водопользования или предоставлении решения о водопользовании в отношении обо­значенных выше водных объектов, а также к установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъ­ектов Федерации, и к исполнению контрольно-надзорных функций в отношении водных объектов, опреде­лённых перечнем объектов, подлежа­щих региональному государственно­му контролю и надзору за использо­ванием и охраной водных объектов.

Кроме того, у субъекта Федера­ции есть полномочия «рекомендо­вать», которые реализуются через уча­стие представителей субъектов Феде­рации в бассейновых и иных советах, рабочих группах, правительственных и экспертных комиссиях и подоб­ных образованиях и через подготовку экспертных заключений на проекты правовых актов, целевых программ и иных документов и проектов деятель­ности, способной оказать воздействие на водный объект. В частности, субъ­ект Федерации обладает полномочи­ями по организации и проведению государственной и государственной экологической экспертиз региональ­ного уровня, что тоже можно рассма­тривать как косвенные полномочия субъекта Федерации в сфере водных отношений.

Субъект Федерации участвует в формировании водных правоотно­шений посредством создания право­вых норм в рамках обрисованных выше полномочий, а также реализуя свое право законодательной инициа­тивы. Субъект Федерации вправе направлять разработанные им проекты федеральных законов в Государствен­ную Думу Федерального Собрания РФ, где проекты подлежат обязатель­ному рассмотрению в порядке, уста­новленном законодательством для за­конопроектной деятельности.

Голосование

Какие темы конференций и семинаров для Вашей компании являются актуальными?

Промышленная безопасностьЭкологическая безопасностьПожарная безопасностьОхрана трудаСтроительный контроль и надзорДелопроизводство
Всего голосов: 16246