Управление по промышленной и экологической безопасности

Модернизация экологического законодательства. Часть 2

Для того чтобы начать масштабную уборку территории России, одной инвентаризации недостаточно. Нужно создать инструменты для осуществления этой работы.
Сегодня как у субъектов РФ, так и у федеральных органов исполнительной власти отсутствуют необходимые полномочия по оценке стоимости ликвидации накопленного ущерба, подготовки проектов и организации работ, не создана бизнес-среда в этой сфере.

В целях устранения этих деформаций нами разработан, согласован и внесён в Правительство РФ проект федерального закона «О ликвидации накопленного ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью».
В соответствии с законопроектом определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, вводится обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов, предусматриваются меры экономического стимулирования, включая передачу прав пользования на очищенную землю и полученные продукты переработки отходов.

В то же время вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба стоят настолько остро, что было бы неправильно ожидать реформирования законодательства, не предпринимая никаких шагов.

К отработке моделей реабилитации территорий и технологий мы приступили уже в этом году. Объявлены три конкурса по первым трём проектам (завершение в июне 2011 г.). Это:
- очистка Земли Франца-Иосифа от ско¬пившихся бочек с нефтепродуктами (на эти цели выделено 1,6 млрд руб. до 2013 г.);
- аналогичные работы на острове Врангеля вместе с комплексной оценкой экологического ущерба в семи регионах Арктической зоны (более 250 млн руб. до 2013 г.);
-  удаление опасных отходов из шламохранилища Джидинского вольфрамо-молибденового   комбината   на   Байкале
5 млрд руб. на 2011 г.).
Кроме того, ряд проектов, связанных с ликвидацией накопленного ущерба, размещён в рамках 13 федеральных законов и программ, это прежде всего: ФЦП «Мировой океан», подпрограмма - Освоение и использование Арктики»; ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности РФ» и др. Общая сумма инвестиций - более 6 млрд.

Их реализация позволит не только сделать нашу страну более чистой, но и разработать технологии реабилитации загрязнённых территорий, создать условия для развития в Российской Федерации нового вида экономической деятельности.

Будет совершенствоваться и механизм тендерных процедур, при осуществлении которых сегодня в соответствии с ФЗ-94 мы сталкиваемся с объективными сложностями в оценке государственных инвестиций, определяющих стартовый платёж.

Пилотные проекты - это только начало. В дальнейшем мы обязаны разработать ФЦП «Экологическая безопасность». Срок начала реализации программы - 2013 г. За это время вместе с субъектами РФ нам необходимо подготовить проекты, определить объём инвестиций, создать необходимые инструменты контроля за выполнением обязательств. Эту работу можно осуществить только после принятия федерального закона о ликвидации накопленного экологического ущерба. В противном случае у регионов не будет полномочий по разработке проектов.

Совершенно очевидно, что перечисленные меры по ликвидации накопленного экологического ущерба не будут эффективными без создания системы эффективного управления текущими отходами.

Для решения этой задачи подготовлен проект федерального закона «Об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами».
Законопроект наделяет субъекты РФ полномочиями по управлению отходами, установлению норм их образования и определения мест захоронения. Регионам вменяется в обязанность разрабатывать показатели и мероприятия по сокращению количества ТБО, направляемых на захоронение.
 
Возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы предусматриваем в документе возможность Правительству РФ определять отрасли промышленности, по которым будет работать залоговый механизм, т.е. стоимость утилизации будет закладываться в стоимость продукции. В свое время этот механизм успешно работал в Советском Союзе.

Вводится обязательность государственной экологической экспертизы проектов рекультивации объектов размещения отходов после окончания их эксплуатации.
Задачи данного законопроекта - разграничить ответственность на каждой стадии обращения с отходами, привлечь бизнес в эту сферу, стимулировать население к сортировке бытового мусора, обеспечить его безопасное захоронение, избавиться от практики использования необорудованных, самовольных свалок.

По результатам выполнения комплекса перечисленных мер в России будет создана новая отрасль по переработке и ликвидации отходов.
Возникнут преимущества от попутной добычи полезных ископаемых, извлечения вторичного продукта для отраслей промышленности и строительства. Поя¬вится возможность ежегодно возвращать в оборот до 100 га очищенных промыш¬ленных земель. Но главное - уменьшится количество экологически опасных территорий.

За последний год созданы проекты законов для государственного регулиро¬вания охраны окружающей среды, основанные на новых, гармонизированных с международным законодательством принципах.
 
Новые законы формируют стимулы для перехода на принципы устойчивого развития, энергосбережения, открывают возможности очистить старые загрязнения и предотвратить новые. Противников у этих решений достаточно много. Тем не менее, вся подготовительная работа выполнена, все противоречия с коллегами сняты.

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА

...По поводу работы над законодательством. Мне тоже готовили справки. Знаете, нам ещё много предстоит сделать, и я все равно завершаю на том, что мы отстаём от графика. Какими бы это соображениями не мотивировалось, я рад, что экологические организации поддержали Министерство в том, что работа большая. Я понимаю, что она большая, и мы действительно её начали впервые за 10 лет проводить в таком ускоренном режиме. Потому что уже предпосылки назрели, мы стали богаче, у нас появились организационные возможности, и мы решили поменять экологическое законодательство. Конечно, мы не могли это сделать в 1998 г., это понятно. Сейчас мы стали все-таки к этому более подготовлены, хотя бизнес все равно говорит, что торопиться не надо или, во всяком случае, действовать нужно аккуратно.

Но по тем законам, которые мы вносим, недопустимо их взламывание и внедрение формулировок, прямо противоположных целям, которые были при их разработке. Мне передан и по поводу, например, законодательства об особо охраняемых природных территориях. Там большинство формулировок, которые ко второму чтению прошли в Государственной Думе, направлены целиком и полностью на то, чтобы отказаться от основного русла этого закона. Я не буду сейчас суждений никаких выносить, просто передам эту справку нашим коллегам из Государственной Думы. Может быть, здесь что-то и нужно было сделать, но, во всяком случае то, что предлагается, несколько тревожит, потому что это отход от концепции закона. Этого допускать нельзя.
Ну и, наконец, самое главное, самое последнее на сегодня. Еще раз повторяю, нам нужно отказаться от прежней философии отношения к экологическим проблемам. И не только потому, что это имеет прямое отношение к нашим потомкам, нашим детям, к тем ценностям, которыми мы апеллируем каждый день, когда говорим красивые, пафосные слова. Помимо этого, это само собой разумеется.

Нормальное отношение к экологии формирует нормальные стандарты жизни. Об этом тоже не следует забывать. Каждый из нас, приезжая за границу - или в командировку, или на отдых, - видит, как там, во всяком случае в Европе, относятся к своим лесам, водным источникам. Как это выглядит у нас? Колоссальная разница. И это ментальная проблема. Поэтому начинать нужно с себя.