Управление по промышленной и экологической безопасности

Модернизация экологического законодательства. Часть 1

9 июня 2011 г. в г. Дзержинске Нижегородской области прошло заседание Президиума Госсовета РФ по теме «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба в области охраны окружающей среды Российской Федерации». Министр природных ресурсов и экологии РФ Ю.П. Трутнев выступил на заседании с докладом, который предлагается вниманию читателей.

Прежде всего, коротко охарактеризуем текущую экологическую ситуацию в Российской Федерации.
По большинству видов загрязнений она достаточно стабильна, и с момента рассмотрения на заседании Президиума Госсовета 27 мая 2010 г. существенно не изменилась.

В то же самое время решения Госсовета и данные Вами, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поручения, сформировали условия для коренного преобразования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Доложим об их исполнении.
 
Важнейшей работой за прошедший период была подготовка и согласование со всеми федеральными органами исполнительной власти и представителями бизнес-сообщества шести законопроектов, направленных на совершенствование экологического законодательства. Эта работа осуществлялась впервые за 20 лет.

Подготовлены законопроекты:

  • Об особо охраняемых природных территориях.
  • О повышении эффективности государственного экологического мониторинга.
  • О повышении эффективности государственного экологического контроля.
  • О совершенствовании   системы нормирования и экономического стимулирования негативного воздействия на окружающую среду (самый сложный законопроект, на котором я остановлюсь отдельно).
  • Об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами.
  • О защите морей от нефтяного загрязнения

Концептуальные положения и состояние на сегодняшний день отражены на слайдах.

Три законопроекта находятся в Госдуме, два из них готовятся к рассмотрению во втором чтении, три внесены в Правительство РФ.

Теперь о самом сложном законопроекте - о совершенствовании системы нормирования. Он предусматривает переход предприятий на принципы наилучших доступных технологий
 
Внедрение законопроекта намечается в несколько этапов в период с 2012 по 2021 г., горизонт планирования - 2026 г.

Так, в 2015 и затем в 2021 г. предусматривается повышение платы за негативное воздействие в 2,2 раза. Предприятия делятся на три категории по уровню экологического воздействия,
 
С 2014 г. допускается проектирование новых объектов только на принципах НДТ, а с 2016 г. устанавливается запрет на ввод в эксплуатацию объектов, чьи выбросы (сбросы) не соответствуют указанным принципам.

Вводится система стимулов для экологической модернизации предприятий.
 Очевидно, влияние перечисленных мер на экономику и бюджетную сферу весьма значительно. Тем не менее необходимая работа по балансировке закона с Минэкономразвития, Минфином [проведена], большая часть противоречий с бизнес-сообществом снята.

Министерством выполнены и внесены в Правительство РФ и все отдельные поручения по итогам президиума Госсо¬вета прошлого года. Они перечислены на слайде.

Разработаны и внесены в правительство «Основы экологической политики Российской Федерации». Документ готовился вместе с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации при участии общественных экологических организаций. Он создаёт основные направления государственной экологической политики до 2020 г.

Целевые показатели реализации государственной экологической политики установлены стратегическими документами Правительства РФ, федеральными и региональными целевыми программами.

К 2020 г. мы ожидаем сокращения числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, снижения объёма выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в среднем на 20%, уменьшения на 10% количества загрязнённых территорий.
Теперь - о втором вопросе темы сегодняшнего заседания президиума Госсовета, о ликвидации накопленного экологического ущерба.
 
Эта проблема возникла достаточно давно. Предприятия отечественной промышленности всегда работали, не оглядываясь на экологические последствия. Территория самой большой страны мира позволяла на протяжении всего предыдущего столетия создавать свалки, хранилища опасных отходов, не предусматривая денег на их обезвреживание и уничтожение.

Работа по инвентаризации и учёту объектов накопленного экологического ущерба была  начата Министерством в 2008 г. С помощью базы данных Ростехнадзора мы проанализировали более тысячи мест образования отходов.
Ранжирование объектов по степени приоритетности проведено в соответствии с критериями, указанными на слайде. Прежде всего мы брали за основу их влияние на здоровье человека и природу, возможность или невозможность распространения ареала загрязнения.

При наличии тысячи тяжёлых объектов, ряд из которых мы сегодня с вами видели, с чего-то необходимо было начинать. Приоритетными выбраны 194 «горячие точки». Хочу сразу сказать, что мы понимаем, что эту работу в дальнейшем надо продолжать, в том числе советуясь с регионами.
Нельзя не сказать и о ситуации в г. Дзержинске, в котором мы сегодня находимся. Все объекты, которые мы видели, относятся к «горячим точкам».
В настоящее время ведётся подготовка проекта по консервации шламонакопителя «Белое море». Срок работ составит 3 года, их стоимость - 2 млрд 50 млн рублей (1,25 млрд - средства ОАО «СИБУР-Нефтехим» и 0,8 млрд - федеральный бюджет).