Управление по промышленной и экологической безопасности

 

За разъяснениями

обращайтесь к специалистам

 

 

Информация предоставлена редакцией

журнала «Стройкомплекс  Среднего Урала»

22 декабря в Екатеринбурге состоялась межрегиональная конференция «Изменения требований Градостроительного кодекса», организованная Учебным центром ЗАО «Управление по промышленной и экологической безопасности». Конференция вызвала большой интерес у руководителей предприятий, специалистов строительной отрасли, проектировщиков и изыскателей, желавших получить разъяснения в связи с принятием ФЗ № 337 от 28 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», уравнявшего в правах государственную и негосударственную экспертизу.

 

Разъяснения давали и отвечали на многочисленные вопросы специалисты ГАУ СО «Управление государственной экспертизы»: главный инженер Ю.В. Зыков, заведующий сектором приема документации Е.В. Андреева, начальник отдела экспертизы и сметной документации В.В. Тяжельникова. (Так же подробно сложившуюся ситуацию прокомментировал начальник Управления госэкспертизы М.Л. Козлов в интервью, опубликованном в этом номере журнала.)

Самые обширные дополнения касаются установления порядка организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Среди изменений в новом законе выделяется введение определения «реконструкции объектов капитального строительства» и понятия «технический заказчик» вместо применявшегося ранее «заказчик» (термин «застройщик» остался).

Документация на капитальный ремонт объектов более не подлежит проведению госэкспертизы, за исключением уникальных и особо опасных объектов, находящихся в ведении федеральной экспертизы.

Бюджетные объекты остаются в ведении госэкспертизы. По внебюджетным объектам застройщик или технический заказчик вправе сам выбирать, куда ему обращаться – в государственную или негосударственную экспертизу.

Если же при этом возникают сомнения, то лучше представить документацию в Управление госэкспертизы, где в течение 3 дней установят, подлежит или не подлежит объект госэкспертизе.

Физические лица, аттестованные на проведение экспертизы, не вправе этого делать при наличии личной заинтересованности, то есть в отношении своих родственников, круг которых в новом законе расширен.

Изменен порядок обжалования заключения экспертизы. Раньше в случае несогласия с ним заказчик или застройщик должен был обращаться сразу в судебные органы, а теперь технический заказчик или застройщик или их представитель в течение трех лет вправе обжаловать заключение сначала в экспертной комиссии, созданной на уровне федеральной власти, то есть сегодня на уровне Минрегиона. Причем решение комиссии будет являться обязательным для органа экспертизы. Если заявитель будет с решением не согласен, то сможет обжаловать его в судебном порядке.

При аттестации экспертов теперь будет учитываться наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Полученный аттестат будет действителен на территории не только субъекта, но и всей РФ.

Если раньше при возникновении аварийной ситуации на объектах возникала субсидиарная ответственность за некачественное проведение экспертизы, то сейчас она заменена на солидарную ответственность. Причем если раньше сумму возмещения вреда, причиненного потерпевшим, определял суд, то теперь размеры возмещения четко определены в Градостроительном кодексе.

 

Типичные ошибки проектной документации

У большинства заказчиков, осуществляющих строительство за счет собственных или привлеченных средств, отсутствуют сведения о стоимости строительства. В перечне предоставляемых документов не указываются правильно наименования разделов. В перечне разрешительных документов далеко не каждый из них имеет номер и дату. Неправильно указываются застройщик (лицо, которому принадлежит застраиваемый участок), заказчик (лицо, с которым заключается договор), проектировщик.

Надо помнить, что если объект планируется размещать на особо охраняемой природной территории, то в дальнейшем потребуется экологическая экспертиза. Если объект в водоохранной зоне, скажем, на берегу Исети, необходимо заключение Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (г. Тюмень).

Необходимо обращать внимание на корректность изменений проектной документации, которые должны быть выполнены в соответствии с ГОСТом.

 

Типичные ошибки сметной документации

Часто допускаются ошибки при определении стоимости строительно-монтажных работ и объема материальных ресурсов, при определении сметных норм и расценок. Например, применяются расценки, не соответствующие виду работ, завышается стоимость материальных ресурсов. Необоснованно применяются коэффициенты, учитывающие характер работ.

При представлении сметной документации часто ее либо вообще не сопровождают пояснительной запиской, либо дают ее в очень краткой форме. Обязательно должна быть сводка затрат, а в состав документации – включены прайс-листы. При реконструкции объекта требуется отдельная смета по каждому пристраиваемому объекту. Забывают также приложить смету затрат на подключение к инженерным сетям и на пусконаладочные работы.

О том, что в сметной документации часто допускаются неоправданные завышения, говорит тот факт, что в 2011 году специалисты Управления госэкспертизы добились снижения сметной стоимости бюджетных строек на 15 млрд руб., или на 16% от общей суммы. В частности, на строительстве жилого дома в Верхней Пышме удалось сэкономить 18% от первоначальной сметы, на реконструкции школы в Среднеуральске – 29% и т.д.

 

Какой закон «сильнее»?

Е.А. Контобойцев, начальник кафедры пожарной безопасности технологических процессов, эксперт по независимой оценке рисков в области обеспечения пожарной безопасности Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России, в своем выступлении указал на противоречия в действующем законодательстве.

Так, положения 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являющиеся обязательными для применения, в 123-ФЗ «Технический регламент требований пожарной безопасности» рассматриваются как рекомендательные.

Ответы на вопросы, возникающие с применением данных законов, а также национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утвержденный Росстандартом, можно попытаться найти на сайте МЧС России, в разделе «Техническое регулирование».

Независимая оценка пожарных рисков по ГОСТу производится организациями, аккредитованными МЧС России и имеющими в своем составе не менее 5 аттестованных экспертов. 

Надо обращаться к специалистам и в части детализации проектов. Особенно это касается реконструкции детсадов, к которой в СНиПах предъявляются разные требования, и самостоятельно сориентироваться в них проектировщикам очень сложно.

 

На взгляд строителя

Свою точку зрения на нововведения в Градостроительный кодекс высказал генеральный директор Союза строителей Свердловской области, исполнительный директор СРО НП «Строители Свердловской области» В.Н. Падчин.

На его взгляд, наиболее существенными из них являются:

  • введение понятия «технический заказчик»;
  • уточнение критериев отнесения объектов капитального строительства к категории особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  • установление норм, регулирующих отношения в области проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации;
  • установление норм, регулирующих отношения в области эксплуатации зданий, сооружений, введение единых требований к эксплуатации зданий и сооружений, установление обязанностей лица, ответственного за эксплуатацию зданий, сооружений;
  • изменение системы ответственности за возмещение вреда, предусматривающее введение ответственности собственника здания, сооружения, концессионера, застройщика, технического заказчика за возмещение вреда и выплату компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства.

Подробнее докладчик рассмотрел три нововведения, касающиеся технического заказчика, критериев отнесения объекта к особо опасным и возмещения вреда.

 

1. Технический заказчик

Ранее применялось понятие «заказчик», его определение было нечетким, что вызывало трудности при определении правового положения заказчика применительно к законодательству о градостроительной деятельности.

Основные признаки технического заказчика:

  • является физическим лицом, действующим на профессиональной основе, или юридическим лицом;
  • уполномочивается застройщиком;
  • заключает договоры от имени застройщика.

Функции технического заказчика:

  • заключает договоры от имени застройщика о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • подготавливает задание на выполнение работ;
  • представляет лицам, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения работ;
  • утверждает проектную документацию;
  • подписывает документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом.

Функции технического заказчика могут осуществляться застройщиком самостоятельно.

 

2. Перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов:

1) из перечня исключены канатные дороги и фуникулеры;

2) увеличен размер заглубления подземной части объектов с 10 до 15 метров для отнесения их к уникальным объектам.

 

3. Возмещение вреда

С 1 июля 2013 года существенно изменяется система ответственности за возмещение вреда.

Основные изменения:

1) Помимо ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, вводится ответственность за вред, причиненный вследствие неправильной эксплуатации зданий и сооружений, которая ранее не имела специального правового регулирования. 

2) Помимо обязанности по возмещению вреда вводится обязанность по выплате компенсации сверх возмещения вреда – от 1 до 3 млн руб. в зависимости от тяжести причинения вреда жизни и здоровью граждан:

а) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего – в сумме три миллиона рублей;

б) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – в сумме два миллиона рублей;

в) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью – в сумме один миллион рублей.

3) Ответственность за возмещение вреда и выплату компенсации сверх возмещения вреда при разрушении объекта незавершенного строительства несет застройщик или технический заказчик, а при разрушении здания, сооружения – его собственник. Указанные лица, возместившие вред и выплатившие компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему работы, в результате которых причинен вред; к СРО и организациям, проведшим государственную или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации, к РФ или субъекту РФ.

4) Перед собственником, концессионером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, несут солидарную ответственность:

  • лицо, выполнившее работы, вследствие недостатков которых причинен вред;
  • саморегулируемая организация (национальное объединение);
  • организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий;
  • организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу проектной документации;
  • Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

 

Подводя итоги этой содержательной и интересной конференции, можно сказать, что она лишний раз подтвердила очевидную истину: не жалейте времени на обращения к специалистам за консультациями. Иначе придется дорого заплатить за свои упущения в работе.

 

 

 

 

Владимир Мылов