Управление по промышленной и экологической безопасности

Контроль и надзор в Росприроднадзоре

В конце 2010 г. в связи с передачей полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору был назначен ещё один заместитель главы Росприроднадзора - A.M. Амирханов, один из признанных экспертов в вопросах охраны природы и окружающей среды в России. Новый заместитель стал курировать Управление экологического контроля. Так как это направление деятельности очень важно для экологов промышленных предприятий, редакция обратилась к A.M. Амирханову с рядом вопросов.

- Амирхан Магомедович, с 1 октября 2010 г. Росприроднадзор приступил к исполнению полномочий по разрешительно-надзорной деятельности, переданных от Ростехнадзора. Можно ли сегодня, по истечении 5 месяцев, сказать, что выполнение разрешительной и контролирующей функций одним ведомством позитивно отражается как на исполнении административных процедур, так и на общем взаимодействии с промышленными предприятиями?

- Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» были внесены соответствующие изменения в Положение о Росприроднадзоре, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400. К компетенции Росприроднадзора добавились функции выдачи разрешений на выбросы и сбросы, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,   транспортировке, размещению отходов I-1V классов опасности, проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня и ряд других функций, ранее осуществляемых Ростехнадзором.

За короткий срок исполнения переданных полномочий можно сделать вывод, что выполнение разрешительных и контролирующих функций одним органом государственной власти положительно сказывается как на исполнении административных процедур, так и общем взаимодействии с хозяйствующими субъектами.

Сосредоточение полномочий в области охраны окружающей среды в одном государственном органе позволяет единообразно и комплексно решать проблемы, с которыми сталкиваются хозяйствующие объекты.
После наделения Росприроднадзора новыми полномочиями были подготовлены предложения по актуализации нормативных правовых актов и разработке новых, направленных на существенное исправление положения в данной сфере деятельности.

Необходимо отметить, что предложения Росприроднадзора включены в План нормотворческой деятельности Минприроды России на 2011 г., утверждённый приказом от 19.01.2011 № 12.
Кроме   того,   прослеживается   экономия временных затрат на подготовку и проведение проверок хозяйствующих субъектов. Ограничения по времени введены Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Также снимается часть нагрузки с самого хозяйствующего субъекта, которому ранее приходилось уделять много времени на подготовку необходимой документации перед проверкой.

- Уже давно мы ожидаем многих подзаконных актов, отсутствие которых сильно осложняет работу производственников, а также их взаимоотношения с инспекторами. Какие в данной ситуации рекомендации по работе с предприятиями даёт Росприроднадзор своим территориальным органам?

-  Несмотря на большой объём нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды, по-прежнему сохраняется необходимость в их изменении, исключении устаревших, в разработке новых и т.д. Эта проблема существенно осложняет не только работу хозяйствующих субъектов, но и контрольно-надзорную деятельность территориальных органов Росприроднадзора.

В связи с этим Росприроднадзор проводит активно разъяснительную работу по всем вопросам, с которыми сталкиваются наши территориальные органы.
В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов в области охраны атмосферного воздуха разработана и утверждена приказом Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112 Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, которая рекомендована для использования должностными лицами.

Также Росприроднадзор участвует в подготовке предложений о внесении изменений в федеральное законодательство. Так, предложения работников Росприроднадзора нашли отражение в законопроектах:

  1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)»;
  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде¬рации (в части расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль)»;
  3. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации» (в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами)». 

- Вступили в силу приказы Минприроды России, утвердившие списки предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю. Сегодня, наверное, уже накоплен какая-то практика реализации Росприроднадзором своих полномочий на основе этих приказов. Скажите, пожалуйста, возникают ли у Росприроднадзора осложнения в этой работе?

- В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.10.2009 № 53, Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285.
Во исполнение пункта 2 данного постановления Правительства РФ Минприроды России утвердило списки конкретных объектов хозяйственной и иной    деятельности,  оказывающих  негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, для 83 субъектов Российской Федерации. Все списки размещены на официальном сайте министерства.

Вместе с тем необходимо отметить, что работа по формированию списков  и утверждению их Минприроды России была   проведена   в  кратчайшие  сроки.
В связи с этим есть случаи, когда хозяйствующие субъекты, отвечающие критериям  постановления Правительства РФ   от 31.03.2009 № 285, т.е. подлежащие федеральному государственном  экологическому контролю, оказались не включёнными в утверждённые списки. Поэтому Росприроднадзором в целях оптимизации, контрольно-надзорной деятельности ведётся работа по актуализации списков и    внесению изменений в приказы Минприроды России в установленном законодательством порядке.        
 
- В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ поручил главам субъектов Федерации ежегодно представлятъ «доклады об экологии в регионе». В какой мере Росприроднадзор будет участвовать в подготовке таких докладов в части информации о предприятиях, подлежащих федеральному экологическому контролю?

- Доклады субъектов Российской Федерации представляют собой официальные справочные сведения об экологическом состоянии данного лона, которые также должны отражать вклад объектов, которые подлежат федеральному экологическому контролю и располагаются на территории конкретного субъекта.
 
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля   (надзора).  В  соответствии с Правилами должна организовываться подготовка докладов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Поэтому для подготовки объективной информации к докладу Росприроднадзор будет готов в установленном законодательством порядке предоставлять субъекту Федерации необходимую информацию в пределах полномочий.
 
-  В итоговых докладах Росприроднадзора отмечается, что благодаря введению в действие разработанной Минприроды России Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам, в 2010 г. томительно увеличился размер взысканного ущерба. Можно ли сегодня привести примеры улучшения состояния водных объектов и реализации водоохранных мероприятий  предприятиями в результате такого жёсткого экономического рычага воздействия?
 
- В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.11,2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональном  государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор только части водных объектов страны, которые (в основном) являются крупнейшими водными объектами.
 
Как правило, пользование такими водными объектами осуществляют многие хозяйствующие субъекты, которые оказывают на него негативное воздействие и являются, в свою очередь, как объектами, подлежащими федеральном}' экологическому контролю, так и объектами, подлежащими региональному экологическому контролю.
В связи с этим Росприроднадзору достаточно трудно соотнести факт улучшения состояния водного объекта с мерами воздействия на нарушителей водного законодательства Российской Федерации. Кроме того, средства при возмещении вреда окружающей среде поступают в бюджеты по месту причинения вреда.

- Амирхан Магомедович, большое Вам спасибо за проявленное внимание к журналу, нашим читателям. Очень надеемся на продолжение нашего сотрудничества.

- Со своей стороны хочу выразить благодарность за помощь в подготовке интервью сотрудникам Управления экологического контроля А.А. Орловой и В.Л. Заварзиной.

Голосование

Какие темы конференций и семинаров для Вашей компании являются актуальными?

Промышленная безопасностьЭкологическая безопасностьПожарная безопасностьОхрана трудаСтроительный контроль и надзорДелопроизводство
Всего голосов: 17432