Управление по промышленной и экологической безопасности

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ как часть производственного экологического контроля

 

Г.В. Евстегнеева, Росприроднадзор

Важнейшим звеном в системе производственного экологического контроля является лабораторный (инструментальный) контроль, цель которого - соблюдение предприятиями требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Лабораторный (инструментальный) контроль на предприятии должен осуществляться аккредитованной в установленном порядке лабораторией (собственной или сторонней, привлекаемой по договору). В случае, если лаборатория осуществляет инструментальные измерения только для своих внутренних целей, она может не проходить процедуру аккредитации, но должна пройти процедуру поверки средств измерений.
Важно отметить, что с 1 ноября 2011 г. работу по аккредитации лабораторий осуществляет новый орган исполнительный власти - Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). До этого указанную работу проводило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, за которым на сегодняшний день осталось полномочие по осуществлению поверки средств измерений.
Приведём основные нормативные правовые акты по состоянию на 1 февраля 2012 г., регулирующие порядок аккредитации аналитических лабораторий и оценки средств измерений:

  • Указ Президента РФ от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации»;
  • Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
  • постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации»;
  • постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия», которым утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий»;
  • РД 52.18.598-98 «Методические указания. Аккредитация лабораторий (центров) мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;
  • МИ 2427-97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».


Целью процедуры оценки средств измерений является подтверждение наличия в лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений. По результатам работы выдаётся свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории с приложением перечня объектов и контролируемых в них показателей.
Цель аккредитации - официальное признание компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений.
Основными требованиями, предъявляемыми к лабораториям при аккредитации, являются:

1)наличие разработанной и внедрённой системы качества в области деятельности аналитической лаборатории;

2)наличие необходимых помещений, оборудования и иных материальных ресурсов;

3)наличие не менее трёх специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждённое документом государственного образца, и не менее трёх лет стажа практической работы в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации;

4)наличие официально изданных действующих нормативных правовых актов, документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия;

5)наличие утверждённых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений методов, исследований (испытаний) и измерений;

6)наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проведения количественного химического анализа (КХА) в соответствии с заявленной областью аккредитации.

Основные документы, которые должны быть у аккредитованной в установленном порядке лаборатории, - это положение о лаборатории, руководство по качеству, паспорт лаборатории, аттестат аккредитации.
Руководство по качеству определяет систему менеджмента аккредитованной лаборатории. В нём должны быть прописаны основные действия, процедуры, осуществляемые аналитической лабораторией для подтверждения своей технической компетенции в заявленной области аккредитации.
В паспорте лаборатории указывается исчерпывающая информация об используемой нормативно-правовой базе, материально-техническом состоянии лаборатории, наличии помещений и соответствующего персонала, необходимых для осуществления деятельности.
Порядок получения аттестата аккредитации:

  • Подача заявления об аккредитации в орган по аккредитации (в Росаккредитацию)
  • Экспертиза документов заявителя (положения о лаборатории, паспорта лаборатории, руководства по качеству). Проверка заявителя по месту осуществления деятельности в соответствии с утверждённой программой
  • Решение об аккредитации заявителя
  • Решение об отказе в аккредитации заявителя
  • Аттестат аккредитации лабо¬ратории, сроком действия на 5 лет
  • Уведомление, содержащее мотивированный отказ

Итоговым и главным документом, подтверждающим техническую компетенцию лаборатории на проведение инструментальных измерений, является аттестат аккредитации аналитической лаборатории, в приложении к которому должны быть представлены:

  • Объекты исследования, которые вправе контролировать лаборатория. Например,объектами аналитического контроля в области охраны атмосферного воздуха могут являться: при мониторинге окружающей среды - атмосферный воздух, при производственном экологическом контроле - промышленные выбросы в атмосферу, при производственном контроле за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий - атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны и воздух рабочей зоны.
  • Компоненты исследования - загрязняющие вещества, которые вправе контролировать лаборатория с оформлением результатов в виде протокола КХА.
  • Нормативная документация на объект и методики КХА, которыми руководствуется в своей деятельности лаборатория.
    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестации подлежат методики (методы) измерений, используемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Требования к методикам определены ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений».
    Перечень прошедших соответствующую метрологическую аттестацию методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий ежегодно публикуется в сборнике ОАО «НИИ Атмосфера» и находится в открытом доступе на его сайте (http://www.nii-atmosphere.ru). Ранее данный перечень согласовывался письмом Минприроды России, но в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 19.12.2008 № 1052 с 1 января 2009 г. из полномочий Минприроды России была исключена функция по разработке и утверждению инструкций по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.
  • Диапазон исследования КХА.
    Здесь надо отметить, что параметры негативного воздействия предприятия различны, и даже если у лаборатории есть право контролировать отдельные загрязняющие вещества, то ещё не факт, что весь диапазон возможных значений количественных показаний данного вещества может быть измерен. Диапазон определения (или нижний предел обнаружения) загрязняющего вещества определяется строго в соответствии с методикой измерения.
    Следует отметить, что на практике при проведении проверки предприятия встречаются случаи, когда выявляются серьезные несоответствия между областью аккредитации лаборатории и сферой использования полученных результатов либо когда компетенция лаборатории (область аккредитации) не позволяет выполнять те действия, которые нужны предприятию, в том числе по точности, видам, диапазону количественных характеристик измерений.
    Всё сказанное относится к технической компетенции лаборатории.
    Теперь несколько слов о рабочей документации, которая должна быть в аккредитованной лаборатории в соответствии с утверждённым руководством по качеству и паспортом лаборатории.

Перечень такой документации приведён ниже:

  • протоколы отбора проб на аккредитованные объекты аналитического контроля (воздух, вода, почва);
  • журнал учёта поступления проб;
  • протоколы результатов КХА;
  • журнал учёта результатов анализа проб поверхностных, сточных и питьевых вод;
  • журнал учёта результатов анализов проб почвы и грунта;
  • журнал учёта результатов анализа проб воздуха;
  • журнал учёта приготовления аттестованных смесей;
  • журналы внутрилабораторного контроля качества результатов анализов:
  • оперативного контроля сходимости;
  • оперативного контроля воспроизводимости;
  • оперативного контроля точности;
  • контроля стабильности градуировочной характеристики;
  • журналы контроля приготовления рабочих растворов;
  • протоколы контроля качества дистиллированной воды;
  • журнал контроля качества дистиллированной воды;
  • журнал контроля условий окружающей среды в помещениях лаборатории;
  • журнал учёта расхода стандартных образцов;
  • журнал регистрации поступления методик КХА;
  • журнал учёта расхода кислот и растворителей;
  • журнал учёта технического состояния поверки и ремонта средств измерений;
  • журналы наработки аналитического оборудования.

Результаты КХА должны быть оформлены протоколом КХА в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и РД 52.18.598-98 «Методические указания. Аккредитация лабораторий (центров) мониторинга загрязнения окружающей природной среды». Протокол КХА должен содержать:

  • наименование документа (протокол результатов КХА, протокол результатов биотестирования, протокол инструментальных измерений);
  • сведения о лаборатории, включая информацию об аккредитации;
  • сведения о поверке применяемых средств измерений;
  • номер протокола, дату его оформления, количество листов;
  • наименование заказчика;
  • наименование объекта аналитического контроля;
  • наименование документа, регламентирующего требования к определяемым характеристикам объекта аналитического контроля;
  • регистрационный номер, дату и место отбора пробы;
  • цель отбора пробы;
  • дату получения проб (образцов) и дату проведения работ;
  • наименование определяемых характеристик;
  • обозначение (наименование) документа на методику измерений (испытаний);
  • результаты измерений с указанием единиц измерения и погрешности (неопределённости) при необходимости;
  • интерпретацию результатов аналитического контроля в виде заключения (при необходимости);
  • подписи сотрудника, подготовившего протокол КХА, начальника соответствующего отдела, директора;
  • заявление о запрещении копирования без разрешения лаборатории.

Немаловажным документом наряду с протоколом результатов КХА является протокол отбора проб, в котором обязательно должны быть указаны такие сведения, как нормативный документ, в соответствии с которым отбиралась проба, сведения об используемых средствах отбора пробы, дата их поверки, условия отбора проб, точки отбора проб и другие идентифицирующие пробу и место её отбора сведения.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что ключевым вопросом при лабораторном (инструментальном) контроле для промышленного предприятия является либо процедура поверки средств измерений, либо аккредитация своей собственной лаборатории, либо заключение договора со специализированной аккредитованной лабораторией. При этом при установлении договорных отношений с аккредитованными лабораториями свои требования надо формулировать чётко, чтобы впоследствии не оказалось, что все работы, которые были оплачены и выполнены, являются нелегитимными.