Управление по промышленной и экологической безопасности

 

ИНСТИТУТ  НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

 

Интервью начальника ГАУ Свердловской области

«Управление государственной экспертизы»

М.Л. Козлова

 

Михаил Леонидович, в ноябре этого года Госдумой был принят закон о поправках в Градостроительный кодекс, данным законом с 1 апреля 2012 года уравнены права государственной и негосударственной экспертизы. Чем это вызвано?

– Вопросы проведения негосударственной экспертизы Правительством России ставились еще пять лет тому назад и были отражены в Федеральном законе от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ (то есть в Градостроительном кодексе РФ), в статье 50.

Данная статья предусматривала проведение негосударственной экспертизы, а порядок проведения такой экспертизы и аккредитации организаций должно было установить Правительство РФ. И только через два года такой порядок был утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1070, в том числе Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы.

Постановление содержало ряд положений, которые противоречат логике проведения экспертизы. Основное из них заключалось в том, что на негосударственную экспертизу направлялась документация в объеме и на стадии проектирования по согласованию с заказчиком, то есть экспертиза могла рассмотреть только какой-либо раздел документации на любой стадии ее разработки и сделать заключение без какого-либо рассмотрения смежных разделов, влияющих друг на друга, без согласованных материалов, изысканий и так далее. Думаю, вы представляете, каким могло быть такое заключение (это как в сценке у Райкина, когда есть ответственный за пришивание пуговиц, а вот за качество всего пиджака никто не отвечает).

Негосударственная экспертиза по данному факту имела право рассматривать объекты любого уровня ответственности, вплоть до особо опасных и технически сложных и входящих в приложения № 1 и 2 Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

В Постановлении Правительства РФ указывалось, что форму заключения негосударственной экспертизы установит Министерство регионального развития РФ, чего не было сделано до настоящего времени.

Так, не были определены и расценки на стоимость негосударственной экспертизы, что позволяло взимать с заказчиков вполне законно баснословные суммы денег за эту экспертизу без каких-либо экономических обоснований.

Аккредитация организации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации по данному документу проводилась так же достаточно формально: организациям необходимо было представить в Министерство регионального развития РФ только необходимые документы об юридическом лице и копии документов, подтверждающих наличие профессионального образования и стажа работы работников в соответствующих областях проектирования.

К общему счастью инвесторов и собственников объектов недвижимости, негосударственная экспертиза проектной документации на тот период времени не заменила государственную экспертизу по объектам, где обязательное проведение госэкспертизы было предусмотрено законодательством РФ.

А если бы на таких объектах негосударственная экспертиза все-таки стала осуществляться, к чему это могло бы привести?

– Если бы аккредитованная только по уровню образования и стажу работ специалистов любая организация проводила экспертизу проектной документации непонятного содержания и состава на особо опасные и технически сложные объекты, а по ее заключению выдавалось разрешение и уже велось строительство, то, думаю, техногенных аварий и катастроф нам избежать бы не удалось.

Постановление Правительства РФ даже не определило порядок ответственности таких организаций и специалистов, подписывающих эти заключения. Специалисты негосударственной экспертизы к тому же могли работать в любой организации, в том числе и проектной, то есть могли сами себя еще и проверять, что, кстати, у нас уже случалось… В общем, складывается полная картина разрушительной безответственности за принимаемые решения негосударственной экспертизы проектной документации и непомерной цены за непонятно какие по составу и содержанию заключения.

Такой порядок у нас существовал до настоящего времени. Не думаю, что он удовлетворял потребности заказчиков в негосударственной экспертизе проектной документации.

Когда же положение стало изменяться к лучшему?

– Дальнейшее развитие институт негосударственной экспертизы получил после выхода в свет распоряжения Правительства РФ от 15 июня 2010 года № 982-р. Пунктом 15 плана мероприятий предусмотрено развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу.

За прошедший период времени Министерством регионального развития РФ и органами экспертизы была проведена большая организаторская работа, которая и вылилась в конечном итоге в Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ.

Было создано «Национальное объединение организаций экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», которое в составе рабочей группы Государственной Думы и готовило поправки в Градостроительный кодекс РФ.

В данном случае поправки готовили уже профессионалы экспертной деятельности, и те вопросы, которые создали предыдущие решения Правительства РФ, были учтены, хотя не удалось избежать и жарких дискуссий. Принимал в них участие и я, будучи привлеченным к деятельности рабочей группы в качестве эксперта, и излагал свое мнение на заседании отраслевого комитета в Государственной Думе.

Принятию поправок в Градостроительный кодекс РФ способствовало и проведение 23 сентября 2010 года в Москве I Всероссийского съезда организаций экспертизы в строительстве. В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители Минрегиона и Минэкономразвития России, ФАС России, национальных объединений участников строительной деятельности России.

Итогом съезда стало создание Национального объединения организаций экспертизы в строительстве в России (НОЭКС). Участники съезда обратились к руководству страны и депутатам Государственной Думы с просьбой о скорейшем принятии поправок в нормативные акты Российской Федерации по вопросу проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Закон № 337-ФЗ был принят и подписан Президентом РФ 28 ноября 2011 года и опубликован в «Российской газете».

Далее поправки уточняли разграничение функций экспертизы. Все объекты, указанные в пункте 5 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ (то есть закрепленные за Главгосэкспертизой России), а также объекты, которые предполагается финансировать за счет средств бюджетной системы РФ, и объекты культурного наследия подлежат государственной экспертизе, остальные экспертизы могут выполнять организации, аккредитованные на данный вид деятельности Минрегионразвития РФ.

Однако порядок организации и проведения государственной экспертизы и негосударственной экспертизы, а также размер оплаты и порядок ее взимания будут установлены Правительством РФ до 1 апреля 2012 года. Это же касается и порядка аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы и порядка аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Вместе с тем уже сегодня в данном законе регламентируется ряд положений по организациям, которые претендуют на проведение негосударственной экспертизы и по аттестации государственных экспертов.

Что же необходимо юридическому лицу для получения такой аккредитации?

– В соответствии со статьей 50 аккредитация юридического лица возможна при следующих условиях:

1. Наличие пяти специалистов по месту основной работы, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы.

2. Наличие у юридического лица сайта в сети Интернет, где кроме общей информации должны обязательно быть указаны ФИО работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы, с указанием направления их деятельности.

Это значит, что один и тот же специалист уже не будет работать в различных организациях и подписывать заключения.

Введена соответствующая статья, ограничивающая деятельность юридических лиц, занимающихся негосударственной экспертизой.

Юридические лица не вправе проводить негосударственную экспертизу, если подготовка такой проектной документации осуществлялась указанным юридическим лицом. Нарушение данного требования будет являться основанием для аннулирования аккредитации. Особенно это касается наших проектных институтов, многие из которых на сегодняшний день получили аккредитацию на проведение негосударственной экспертизы.

В итоге для работы на данном рынке юридическим лицам необходимо иметь 10 аттестованных экспертов, из которых пять –по проектной документации и пять – по инженерным изысканиям.

Есть ли сегодня такие организации в Свердловской области?

– Нет. Даже у нас только три аттестованных специалиста по инженерным изысканиям. А общее число аттестовнных в Минрегионразвития  РФ экспертов составляет 31. Это в дополнение к 34 специалистам управления, которые были аттестованы в Свердловской области.

Еще раз обращаю внимание читателей на то, что по закону с 1 апреля 2012 года будут признаваться аттестаты государственных экспертов, выданные именно Минрегионразвития РФ. Имея такой аттестат, можно работать до окончания срока его действия.

С учетом вышесказанного аттестаты, выданные в прошлом на территории Свердловской области Правительством Свердловской области и Главгосэкспертизой России, по логике вещей будут недействительны после указанного срока.

Кто же может быть аттестован на проведение негосударственной экспертизы?

– В отношении аттестации специалистов также введена в закон отдельная статья 491, где указано, что аттестован может быть специалист, имеющий высшее профессиональное образование соответствующего профиля, стаж работы в сфере подготовки проектной документации не менее 5 лет или 3 лет в экспертной организации; не имеющий непогашенную судимость и обладающий необходимыми знаниями.

Аттестованные специалисты не вправе проводить экспертизу проектной документации и инженерных изысканий, если в подготовке проектной документации участвовали они лично или их близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка, внук, супруга и так далее).

Аттестаты государственных экспертов действительны на территории всей РФ, а раньше аттестация проходила в субъекте федерации и аттестаты выдавались местными органами власти для работы на данной территории.

Таким образом, юридические лица, получившие аккредитацию на проведение негосударственной экспертизы, имеют право заниматься этой деятельностью на территории всей РФ.

Определил ли новый закон порядок ответственности?

– Да, в закон введена статья 60, которая определяет ответственность за некачественное выполнение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Собственник здания имеет право требовать возмещения вреда и выплаты компенсаций с организации, которая провела экспертизу проектной документации и инженерных изысканий и выдала положительное заключение. Сумма выплат составит: родственникам потерпевшего в случае смерти – 3 миллиона рублей, в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – 2 миллиона рублей, средней тяжести вреда – 1 миллион рублей.

Хотел бы отметить: те вопросы, которые возникли у заказчиков при проведении экспертизы, данный закон должен разрешить и внести ясность во взаимоотношения экспертных организаций, заказчиков и проектировщиков, так как вышеуказанная ответственность уголовного, административного и материального характера будет касаться уже всех участков строительного процесса.

И что же дальше?

– Будем ждать 1 апреля 2012 года – к данному сроку Правительство Российской Федерации разработает все необходимые подзаконные акты, и юридическим лицам можно будет заниматься этим видом деятельности, конечно, при соблюдении всех необходимых правил.

 

Беседовал Владимир Мылов

Журнал "Стройкомплекс Среднего Урала"