Управление по промышленной и экологической безопасности

 

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

 

С.Р. Леви заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ

Президентом РФ 21 ноября 2011 г. подписан Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга.
Это первый принятый закон из пакета законопроектов, разработанных Минприроды России в целях совершенствования государствен¬ного управления в области охраны окружающей среды в соответствии с поручениями Президента РФ, данными по итогам заседаний Пре¬зидиума Государственного совета в мае 2010 г. и июне 2011 г.

Законом решаются накопленные про¬блемы обеспечения органов государ¬ственной власти, хозяйствующих субъек¬тов, общественности и населения исчер¬пывающей информацией, необходимой для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды, а также оценки их эффективности, в данном случае - информацией государственного экологического мониторинга. Это такие проблемы, как отсутствие координации деятельности, неопределённость задач и полномочий органов, а также несовмести¬мость, недоступность и разобщённость по¬лучаемых данных.
Реализация Федерального закона по¬зволит создать информационную основу управления качеством окружающей среды, при котором фоновые показатели среды будут увязываться с изменениями состояния компонентов среды (воды, воздуха, расти¬тельного и животного мира, экосистем), а также с конкретными источниками и вида¬ми негативного воздействия, с загрязняю¬щими веществами.
Это позволит выстроить необходимую обратную связь от качества среды к страте¬гиям социально-экономического развития Российской Федерации и её территорий, до¬кументам территориального планирования, федеральным и региональным программам в области охраны окружающей среды, раз¬решениям на негативное воздействие, к реа¬гированию на негативные изменения среды органов экологического надзора и правоо¬хранительных органов.
Выполнение задачи по повышению эффективности организации государствен¬ного экологического мониторинга обеспе¬чивается двумя решениями.
Первое - законом в единую функцио¬нальную систему объединяются 14 суще¬ствующих видов государственного экологи¬ческого мониторинга.
Второе - предусматривается создание единого государственного фонда данных государственного экологического монито¬ринга, который должен стать основой при¬нятия управленческих решений.
Предусмотренное законом единство (совместимость и сопоставимость) данных и информационных ресурсов достигается посредством определения общего порядка формирования единого государственного фонда данных и возложения на один фе¬деральный орган исполнительной власти функций по координации его ведения. При этом предусмотрено совмещение (по принципу распределённой базы данных) не только информационных ресурсов раз¬личных видов мониторинга, в том числе мониторинга радиационной обстановки, но и данных государственного учёта объектов негативного воздействия и данных государ¬ственного экологического надзора и произ¬водственного экологического контроля.
Законом определены задачи государ¬ственной системы экологического монито¬ринга:
♦ регулярные наблюдения за состоянием
окружающей среды, в том числе компонен¬тов природной среды, естественных эколо¬гических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями со¬стояния окружающей среды;
♦ хранение, обработка (обобщение, систе¬матизация) информации о состоянии окру¬жающей среды;
♦ анализ полученной информации в це¬лях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздей¬ствием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
♦ обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных пред¬принимателей, граждан информацией о со¬стоянии окружающей среды.
Федеральными органами исполни¬тельной власти, осуществляющими госу¬дарственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными орга¬нами исполнительной власти, уполномо¬ченными на ведение подсистем единой си¬стемы государственного экологического мо¬ниторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с феде¬ральными законами будут осуществляться:
♦ поиск, получение (сбор), хранение, об¬работка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
♦ поиск, получение (сбор), хранение, об¬работка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружаю¬щую среду, о характере, видах и об объёме такого воздействия;
♦ оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
♦ определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
♦ выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окру¬жающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, ин¬дивидуальным предпринимателям;
♦ направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких на¬рушений;
♦ направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учёта при подготовке документов территориального планирова¬ния и (или) предложений об изменении ука¬занных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздей¬ствия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования при¬родных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
♦ выпуск экстренной информации о не¬обходимости снижения негативного воздей¬ствия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
♦ оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
♦ создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
♦ хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состоя¬ния окружающей среды и предоставление этой информации органам государствен¬ной власти, органам местного самоуправле¬ния, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномо¬ченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государствен¬ного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъ¬ектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного эколо¬гического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществле¬ния соответствующего мониторинга инфор¬мацию в государственный фонд данных.
Порядок создания и эксплуатации го¬сударственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, по¬рядок и условия её представления, а также порядок обмена такой информацией будут установлены Правительством РФ.
Информация, включаемая в государ¬ственный фонд данных, подлежит исполь¬зованию органами государственной вла¬сти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при пла¬нировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Информация, включенная в го¬сударственный фонд данных, предо¬ставляется органам государственной власти, органам местного самоуправ¬ления, юридическим лицам, индиви¬дуальным предпринимателям, граж¬данам в порядке, установленном зако¬нодательством Российской Федерации.
Важное значение в законе имеют положения об информации, свиде¬тельствующей об угрозе возникнове¬ния чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в гра¬ницах зон чрезвычайных ситуаций. Такая информация, также включае¬мая в государственный фонд данных, подлежит незамедлительному пред¬ставлению в единую государственную систему предупреждения и ликвида¬ции чрезвычайных ситуаций, органы, уполномоченные осуществлять феде¬ральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Обмен информацией в рамках единой системы государственного эко¬логического мониторинга (государ¬ственного мониторинга окружающей среды), а также между единой систе¬мой государственного экологическо¬го мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрез¬вычайных ситуаций и органами, упол¬номоченными осуществлять феде¬ральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предо¬ставление такой информации органам государственной власти, органам мест¬ного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предприни¬мателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.
На основе информации, содер¬жащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган ис¬полнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распро¬странения которого устанавливается Правительством РФ.
Отдельно необходимо отметить, что законом предусмотрено создание правовой основы функционирования единой государственной системы мо¬ниторинга радиационной обстановки на территории России.
Создание самой системы последо¬вательно осуществлялось с 1992 г. в рам¬ках федеральных целевых программ, в декабре 2010 г. в НПО «Тайфун» (г. Об¬нинск) запущен головной центр систе¬мы, объединивший в единую сеть более 1500 постов радиационного контроля Росгидромета (1312 постов) и Росатома.
Новым законом внесены необ¬ходимые изменения в Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» и ещё в 24 федеральных зако¬на, которыми регулируются вопросы проведения отдельных видов мони¬торинга. Это Водный и Лесной кодек¬сы, федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озера Байкал», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О химическом оружии», «О животном мире» и др. Поправки внесены для за¬крепления принадлежности разных видов мониторинга к единой системе государственного экологического мо¬ниторинга, а также для обеспечения единства применяемых терминов.
Принятие закона позволит обе¬спечить реализацию конституцион¬ных прав граждан на получение до¬стоверной информации о состоянии окружающей среды, а также создать информационную основу принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды.