ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с требованиями установленными Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- делать расчет нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Таблицы (журналы) данных учета в области обращения с отходами
Основание: п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
- проведении инвентаризации отходов;
- подготовке расчетов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
- ведении федеральных статистических наблюдений;
- расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
- технической и технологической документации;
- бухгалтерской документации;
- актов приема-передачи;
- договоров.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Порядок осуществления Производственного контроля в области обращения с отходами
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Росприроднадзор согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.
На данный момент отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Однако отсутствие указанного нормативного правового акта не освобождает территориальные органы Росприроднадзора от обязанности исполнять указанную государственную функцию.
Главой III Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены общие требования к обращению с отходами, в связи с этим порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами должен содержать следующие разделы:
- общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
- содержание порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);
- цели и задачи порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
- данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;
- объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;
- состав производственного контроля в области обращения с отходами;
- контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;
- контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;
- привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
- ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;
- общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица, вида деятельности, юридического и фактического адреса, должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.
В случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта.
Система сертификации услуг (работ) РОСС RU.В205.04ЗН00
- Подтверждение достоверности сведений, предоставляемых для ведения государственного кадастра отходов;
- Подтверждение полноты и достоверности сведений об опасных и техногенных характеристиках отходов для процедуры лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- Подтверждение достоверности и соответствие коду с ОКАТО, объектов негативного воздействия на окружающую среду для государственного учета.
В течение всего срока действия сертификат может предъявляться в природоохранные органы, подтверждая подлинность прошедших через систему сертификации документов и соответствия их действующим нормативным требованиям.