Управление по промышленной и экологической безопасности

Новости

КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 14.02.2019 N 89 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ"

22.04.2019

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Комментарий ЭКОТИМ на опубликованный 11 апреля в телеграм канале "Зеленый змий" greenserpent отзыв на утвержденный приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 "Об утверждении Правил разработки технологических нормативов", на наш взгляд, в отдельных местах трактует изменения в сфере нормирования, не уделяя должного внимания сути перехода на НДТ и новое нормирование, и несколько преувеличивает изъяны нового законодательства. Хотя, безусловно, в этом новом законодательстве и присутствуют определенные пробелы. 


В отношении технологических нормативов Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ определяет в общем, что представляют из себя технологические нормативы и как они устанавливаются. Речь идет о том, что в отличии от существующих (санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных) нормативов технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной на данный период времени, к единице выпускаемой продукции по такой технологии. Но 7-ФЗ не определяет на какие конкретно вещества (все или только определенные) эти нормативы устанавливаются. В законе идет отсылка к Правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. п. 4 ст. 23), т.е. к обсуждаемому приказу. 

Смысл реформы нормирования заключается в уделении пристального внимания основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточении требований по отношению к ним (в виде, в том числе, непрерывных замеров выбросов этих веществ). При этом опираться при установлении технологических нормативов будут на показатели, определенные для наилучшей доступной технологии (наиболее «чистой» из имеющихся). Такие основные вещества определены в справочниках НДТ, разработанных по отраслям, как маркерные – это вещества, выброс которых для конкретной отрасли критичен. Кроме того, под контролем остаются и опасные вещества (вещества I, II класса опасности). 

Остальные же вещества неприоритетны или из-за их незначительного количества, или из-за их непрофильности для данного вида производства, или из-за их низкой токсичности. 

Другой вопрос - качество разработки справочников НДТ. В части уже утвержденных справочников НДТ имеются существенные пробелы. Зачастую в них отсутствуют значения технологических показателей, необходимых для установления технологических нормативов и обеспечения работоспособности новой системы нормирования. 

Кроме того остается регулирование в сфере санитарно-защитных зон (СЗЗ), установление которой, при необходимости, ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ. Действующие объекты (в том числе и объекты I категории) должны удостовериться в отсутствии превышения нормативов химического (в том числе) воздействия за контуром по всем выбрасываемым загрязняющим веществам (Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018), новые объекты НВОС делают это на этапе проектирования. 

Остается также вопрос, что делать предприятиям I категории, для которых не утверждены перечни маркерных веществ в рамках справочников НДТ. 

Согласимся, что технологический норматив действительно устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Но наравне с этим в комплексном экологическом разрешении (КЭР) устанавливаются показатели для контроля технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР). Они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально-разового значения. 

Кроме того, по веществам I, II класса опасности в части нормирования выбросов остается все как было. Т.е. нормативы как максимальный, так и годовой, устанавливаются по источникам.


Архив новостей